10 мифов
о правиле третей
Ни одно произведение искусства невозможно создать без композиции. Базовым методом её построения считают правило третей.
Однако, все мы знаем, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Многие ошибочно полагают, что произведение получится идеальным и гармоничным, если соблюдать правила третей. На самом деле это не правило, а база, на которой может строиться произведение, но вовсе не обязано.
Миф №1: «Изображение становится визуально приятным»
Задолго до изобретения фотоаппарата все правила композиции были придуманы художниками. Живописцы писали картины, не зная, что полотно «необходимо» делить на трети. Размещение людей и объектов на пересечении линий не сделает изображение «приятным глазу». Если композиция чётко и понятно воспринимается зрителем, не содержит отвлекающих элементов и путаницы, то её также можно считать визуально приятной.

Динамическая симметрия
Анри Картье-Брессон
Миф №2: «Правило третей используют все профессионалы»
Безусловно, каждый фотограф, будь он новичком или профессионалом, знает об этом правиле. Однако, опытные фотолюбители не создают шаблонные снимки, строго ориентируясь на линейную разметку. Они смело нарушают правило третей, используя другие методы построения композиции, например динамическую симметрию.


Миф №3: «Взгляд двигается по изображению»
Постановка объектов на какой-либо точке пересечения линий не способствует созданию движения в композиции. Существует особенно полюбившийся Ван Гогу композиционный приём – «арабеска». С его помощью в кадре или на полотне создаётся волнистая линия, цепляющая взгляд, и он сам двигается вдоль этой невидимой линии.

Миф №4: «Правило третей убирает объекты из центра кадра»
Зачем вообще убирать объект из центра и почему это плохо? Композиция должна быть сбалансированной, так как её центр – это центр нашего внимания. Однако многие фотографы, которые пользуются этим правилом, размещают объекты съёмки на правой или левой стороне кадра. Они забывают оценить остальное пространство изображения, и у них не получается единое гармоничное изображение.

Миф №5: «Снимки получаются идеально сбалансированными»
Это самое большое заблуждение. Правило третей создаёт негативное пространство, так как, помещая объект на одно из пересечений сетки, изображение не уравновешивается. Пространство начинает отвлекать взгляд зрителя от главного персонажа.


Миф №6: «Все начинающие фотографы должны использовать правило третей»
Изучение правила третей в фотографии может помочь для понимания базовых принципов построения композиции. Не стоит постоянно соблюдать его на всём творческом пути. Профессиональный рост остановится, и вы не узнаете другие принципы и методы построения композиции.


Миф №7: «Правило третей придумал Леонардо да Винчи»
Очевидно, что это не так, потому что ни на одной из его картин невозможно найти сетку из линий. Леонардо использовал большое количество приёмов при создании композиций и считал золотое сечение одним из самых лучших методов. Первым о правиле третей заговорил английский художник Джон Томас Смит в конце 18 века.


Миф №8: «Взгляд притягивается к точкам силы»
Такой приём может сработать, если смотреть на снимок с правильного для него ракурса. Если вы хотите привлечь внимание зрителя, необходимо создать зону контраста. Главная задача фотографа – работа со светом, и неважно, в какой части изображения будет находиться главный объект.

Миф №9: «С помощью кадрирования можно сделать любой снимок лучше»
Обрезав фотографию с плохим освещением или неправильно построенной композицией, она не станет лучше. Создавать и компоновать кадр следует на съёмке, а не после неё.

Миф №10: «Объекты в точках силы создают драматическое напряжение»
Для придания динамики лучше создать впечатление незавершённости или оставить пустое пространство. При взгляде на такие картины зритель сам додумает, что произойдёт в следующий момент, следовательно, вы получите эмоциональный отклик.

Елизавета Елизарова