Бойцовский клуб
Книга и фильм
«Если ты читаешь это, значит это предупреждение именно для тебя. Каждое слово, которое ты прочтешь этого бессмысленного текста – очередная трата частички твоей жизни. Разве у тебя нет других дел? Неужели твоя жизнь настолько пуста, что ты не можешь придумать лучшего способа провести этот миг? Или ты настолько впечатлен авторитетом, что проявляешь уважение и доверие ко всем, кто на него претендует? Ты думаешь, что тебе положено думать? Покупаешь то, чего тебе говорят хотеть? Убирайся из этого помещения. Познакомься с противоположным полом. Прекрати чрезмерный шоппинг и мастурбацию. Уволься с работы. Затей драку. Докажи, что ты жив. Если ты не заявишь о своей человечности, ты не станешь статистикой. Ты был предупрежден».
Тайлер Дерден
Идея написать «Бойцовский клуб» пришла на ум Чаку Паланику после туристической поездки. Когда он подошел к незнакомцам с просьбой не шуметь, те ответили кулаками. После возвращения домой, коллеги не стали спрашивать у Паланика за синяки на лице. Они попросту проигнорировали этот факт. Холодность и нежелание вдаваться в подробности чужой жизни и породили роман.
У «клуба» есть множество интерпретаций в литературе. Сам писатель свою работу считает памятником ХХ века, когда ВИЧ-эпидемия стала обыденностью. «Поколение «Бойцовского клуба» – первое, которое считает секс и смерть синонимами», – говорит Паланик. Для кого-то этот роман чересчур пошлый.
В первую очередь «Бойцовский клуб» – книга. Практически во всех случаях фильм будет отличаться от канона. Многих этот факт не на шутку расстраивает. Но режиссер такой же творец, как и писатель. Так чем же «Бойцовский клуб» Паланика отличается от Финчеровского?
У режиссёра и писателя принципиально разные концовки. Если в фильме главный герой и его подруга смотрят на крушение высоток и крах общества потребления под песню Pixies, то в книге все менее романтично. Нет никакой потасовки между Тайлером и Рассказчиком. Все это время его пытаются спасти от пулевого ранения Марла и участники проекта «Разгром». После герой попадает в психиатрическую больницу, где окружен ангелами из Ветхого Завета.
Дэвид Финчер снял свое видение «Клуба». Сюжет стал более логичен и ироничен. Картинка приземленная и мрачная. Также режиссер оставил пасхалки. Прежде чем мы познакомимся с Тайлером Дерденом, мы увидим его как 25й кадр ровно четыре раза. Причём он появляется только после слов-маркеров: копия, боль, открыться, бессонница. На фоне Рассказчика Тайлер всегда выделяется. Часто одевается в красное. Экстравагантный свободный от норм образ подчеркивает значимость персонажа в глазах блеклого героя-неудачника.
С точки зрения психологии Тайлер Дерден сверхчеловек. Он – идеализированная версия главного героя. Его визуальная проекция. В психоанализе это называется Оно. «Бойцовский клуб» полноценно можно считать конспектом «Недовольства культуры» Фрейда. Условный Эдипов комплекс главного героя проявляется в символическом убийстве людей, заменивших ему родителей, включая Тайлера. Популярность фильма среди молодежи обусловлена полной свободой и поощрением насилия.
Отличия есть и в характерах персонажей, которые окружают Рассказчика. Например, Марла более чувствительна и женственна. Однако и в фильме, и в книге она остается эгоистичной и неряшливой. Нередко Марле Сингер приписывается феминизм, против которого выступает Рассказчик и Тайлер. Фраза «мы - поколение мужчин, выращенных женщинами. Поможет ли другая женщина в решении наших проблем?» становится лейтмотивом всей истории.
Еще один ключевой персонаж – парень с лицом ангела. В фильме есть точное описание самого героя, но нет описания переживаний Рассказчика, которые вызывает этот парень. Именно здесь главный герой переходит на новый уровень. Он стремится уничтожить нечто прекрасное.
В книге могут повторяться одни и те же мысли. Иногда Паланик их видоизменяет, но делается это для поддержания болезненной атмосферы. В оригинале первые два правила бойцовского клуба и проекта «Разгром» звучат одинаково. Также часто встречаются выражения «лжец», «поцелуй Тайлера» (символ инициации в «Разгроме»). Сцена с описанием получения ожога тоже отличается от того, что мы видим на экране.
Основную идею «Бойцовского клуба» интерпретировали с разных сторон. Финчер усложняет историю, придает ей более философский смысл. Паланик наоборот упрощает. В обоих случаях авторов обвиняют в чрезмерном насилии, нетолерантности и фашизме. По мнению критиков, Дэвиду Финчеру удалось вскрыть пагубное влияние на культуру потребления, особенно со стороны молодых людей.
Посыл, который несет Тайлер имеет свои основания. Его идеология прослеживается как в книге, так и в фильме. Отсюда и философия Тайлера. Главная идея – стремление к саморазрушению. «Я покончил с жаждой физической власти и собственническим инстинктом, — шепчет Тайлер, — потому что только через саморазрушение я смогу прийти к власти над духом».
Лидия Жанимова